Все мы любим окружать себя красивыми вещами. Но в современном обществе потребление и вещизм достигли таких масштабов, что уже не вещи работают на нас, а мы на них. Это своего рода рабство. А кто хочет быть рабом? 

Счастье не в вещах. Но так ли легко следовать этому простому постулату, будучи постоянно окруженными рекламой, манящими витринами магазинов и просто людьми, у которых кажется трава всегда зеленее? 


Легко сказать, что нужно просто определить, что вам на самом деле важно, что необходимо и избавиться от всего остального. Ведь так много всего хочется. Как же быть?


Я считаю, что нужно действовать исходя из своего максимального комфорта. Просто все, что вас не обременяет. Если вы легко тратите деньги, вас не мучают угрызения совести после очередного шоппинга, ваша квартира пока не напоминает склад и вы не влезаете в долги ради покупок, то пожалуйста. Однако не очень разумно с помощью того же шоппинга решать какие-то свои психологические проблемы. Шопоголизм та еще напасть. 
В то же время, если вы чувствуете, что что-то не так, что вы не хотите идти на поводу у рекламы и своих хотелок, если после шоппинга вы чувствуете минутную эйфорию, а потом грызете ногти, то стоит разобраться что к чему. 


Говорят, что покупатели с каждым годом становятся все умнее и рациональнее и их не так легко провести. Но так ли это? Если посмотреть, сколько из года в год мы тратим на вещи, которые не так уж на и нужны, то пора признать капитуляцию. Маркетологи нас победили. 

We must rapidly begin the shift from a "thing-oriented" society to a "person-oriented" society.
Martin Luther King Jr. 

Задумайтесь:

  • Ваш ежедневный поход в кафе на чашечку кофе и круассан равняется годовому абонементу в очень хороший фитнес-клуб (300*365= 109 500 руб.). Может здоровье все-таки важнее?
  • Действительно нам так нужно каждый сезон менять гардероб? А нужна ли пятая пара джинс?
  • Действительно ли нужно менять машину каждые 3 года, только потому что кончилась гарантия? 
  • Нужен ли нам новый айфон, когда предыдущая модель использовалась всего лишь год?


Я сама работала в маркетинге, училась на стилиста в сфере моды, а теперь работаю копирайтером, придумывая продающие тексты. Мне прекрасно известны все уловки рекламщиков и маркетологов, которые пойдут на все, лишь бы были продажи. Все усилия производителей направлены на то, чтобы продукт выглядел привлекательно, вызывая резкое желание его купить. Та же индустрия моды тратит миллионы на свои рекламные кампании, чтобы создать небывалый ажиотаж. Вспомните хотя бы истории по поводу выхода коллабораций H&M. Вот бы люди так же бились за что-то важное, а не ради вещи, которая будет актуальная максимум пару месяцев. 


Не напоминает ли вам это своего рода зомбирование? Нами просто манипулируют, чтобы заставить захотеть, поощряя нашу привычку тратить без надобности. И эта система очень хорошо отлажена. Получается, что мы уже не покупаем вещи, потому что нам они нужны, а потому что так за нас решили. Это печально, ведь все деньги, спущенные на безделушки, равняются вашему времени. Посчитайте, сколько вам понадобилось часов работы, чтобы купить ту или иную вещь? 

Advertising has us chasing cars and clothes, working jobs we hate so we can buy shit we don't need.
Fight Club

Время - деньги, и деньги - это время. Ваши деньги - это ваше время, которое вы потратили, чтобы заработать их. Есть девушки, которые пашут целый месяц, чтобы купить желаемую сумку или туфли. Но стоят ли вещи таких усилий? 


Мы работаем с 9 до бесконечности, из года в год стараясь и наращивая свои доходы, но вместе с тем из года в год наши потребности растут, мы более расточительно относимся к деньгам и в итоге нам всегда мало. Получается порочный круг. При этом времени, чтобы жить и получать удовольствие практически не остается, ведь вы все время работаете, чтобы якобы покрыть свои потребности, которые на самом деле навязаны извне. 


Мы покупаем так много, при этом постоянно чувствуя неудовлетворенность, что еще чего-то не хватает. Так уже сложилась своего рода культура идеальных клиентов. Мы покупаем, чтобы поднять себе настроение, чтобы доказать свой статус и решить другие психологические проблемы.

 

Я не спорю, что тратить деньги приятно, особенно осознавая, что в конце месяца ваш счет спокойно восполнится и волноваться не о чем. Приятно вести определенный образ жизни. Но чувствуете ли вы себя при этом легко? Счастливы ли вы? Ведь радости жизни зачастую заключаются в простых мелочах и в эмоциях. Во времени проведенном с семьей и друзьями, в путешествиях, в конце концов, в количестве вашего свободного времени. Вещи же - это просто декорации. 


Мне кажется, есть над чем задуматься. Вряд ли кто-то сможет уйти из системы, все-таки все мы часть общества. Но полезно осознавать, как нами манипулируют и не вестись на поводу у всех своих "хочу". 

Попробуйте:
 

  • Целый месяц обойтись без покупок. Покупайте только на самое главное - еду и не более.
  • Ходите в магазин с четким списком. Это убережет вас от спонтанных покупок.
  • Заведите список "хотелок". Если вдруг вам что-то захотелось, то внесите вещь в список и забудьте на месяц. Спустя месяц вернитесь к списку. Вам все еще хочется? Если да, то покупайте. Но о большинстве вещей в списке, вы скорее всего забудете.

 

Ниже видео на тему жизни с меньшим количеством вещей. Также советую прочитать интересную статью о том как корпорации создали наш образ жизни и чрезмерное потребление: Your lifestyle has already been designed. В этой статье вы также найдете ответ на вопрос, почему мы до сих пор столько работаем. Ведь казалось бы, с развитием технологий рабочий день должен сокращаться... Или нет?