В своей книге "Гибкое сознание" психолог Кэрол Дуэк выделяет два типа людей: с установкой на данность и с установкой на рост. Первые убеждены, что таланты и уровень интеллекта - врожденные качества и у нас нет возможности на них как-то повлиять и изменить. Вторые же верят, что то, что дано нам изначально не приговор и при желании все можно развить. И эти два кардинально разных подхода оказывают огромное влияние на то, как мы действуем и как относимся к неудачам. А какая установка у вас?

Чем же отличаются эти две установки?

Установка на данность:

  • Люди обладают фиксированным количеством способностей (таланты, интеллект) и это нельзя изменить. Другими словами, ваши качества высечены из гранита.
  • Потребность самоутверждаться и доказывать свои способности снова и снова.
  • Боязнь экспериментов, всего нового, желание скрыть свои недостатки и самоутвердиться за счет других.
  • Болезненное отношение к неудачам, которые заставляют чувствовать себя аутсайдерами.
  • Крайне боятся оценок и суждений окружающих (негативных).
  • Установка "кто не рискует, тот ничего не теряет". Для них риск и усилия - то, что может обнажить твои недостатки и показать, что ты не годишься.
  • Очень позитивно реагируют на хорошие новости, и крайне негативно на плохие.

Как такие люди ведут себя, сталкиваясь с трудностями/неудачами/плохими оценками/будучи отвергнутыми и т.д.:

 

"Моя жизнь просто жалкая", "Весь мир на меня ополчился", "Я лузер", "Жизнь несправедлива, все усилия напрасны", "Никто меня не любит", "Жизнь дерьмо". И речь в данном случае идет не о смерти и полном крахе, а лишь о банальных трудностях, с которыми мы сталкиваемся изо дня в день. 

 

Как такие люди выйдут из затруднительного положения?

 

"Я не стану больше вкладывать столько усилий и времени, чтобы проявить себя" (не позволю себя оценивать), "Ничего не буду делать", "Напьюсь", "Отлежусь", "Буду дуться, запрусь в ванной", "Буду плакать", "А что тут можно сделать?"

Установка на рост:

  • Таланты, интеллект и другие способности можно развить с помощью практики, обучения и стараний. Понимание, что "карты", полученные при раздаче, лишь отправная точка для развития.
  • Нет потребности что-то доказывать, скрывать недостатки, искать друзей или партнеров, которые будут тешить самолюбие, нет потребности цепляться за старое и проверенное. Потому что все можно совершенствовать, преодолевать, расти, раздвигать горизонты и экспериментировать.
  • Достаточно спокойное отношение к неудачам и промахам - они лишь возможность чему-то научиться и совершенствоваться.
  • Тоже чувствительно реагируют и на позитивную и негативную информацию, но стараются воспринимать ее с точки зрения пользы и планирования конструктивных действий: "Какой урок я могу извлечь?", "Как я могу стать лучше?".

 

Как такие люди ведут себя, сталкиваясь с трудностями/неудачами/плохими оценками/будучи отвергнутыми и т.д.:

 

"Мне нужно серьезнее взяться за учебу", "Надо быть более внимательным", "Нужно прилагать больше усилий", "Выясню, что произошло и как можно помочь".

 

Как такие люди выйдут из затруднительного положения?

 

"Оплачу штраф", "Основательнее проработаю материал/изменю метод подготовки/начну усерднее заниматья", "Буду осторожнее парковаться" и т.д.

 

Эти люди также расстраиваются, когда что-то идет не так. Однако они не считают это катастрофой, не клеймят себя и не разводят руки в бессилии. Они чувствуют себя подавленными, но ищут выход. Они готовы работать над собой и преодолеть все трудности. 

Принимая ту или иную установку, вы открываете для себя новый мир. В том, где качества неизменны, успех - доказательство вашего ума или таланта. В нем вы самоутверждаетесь. В другом мире - мире изменяющихся достоинств - вы тянетесь к тому, чтобы освоить новое. Вы саморазвиваетесь. В первом мире неудача свидетельствует о поражении. Вы получили плохую оценку. Вы проиграли соревнование. Вас уволили. Вас отвергли. Это означает, что вы не умны и не талантливы, В другом мире неудача говорит о недостаточном росте. Что вы не достигли того, что для вас важно. Это означает, что вы не реализовали свой потенциал. В первом мире усилия - это нечто плохое. Они, как и неудача, означают, что вы не умны и не талантливы. Если бы вы были умны и талантливы, вам не пришлось бы прилагать усилия. Во втором же мире усилия - это и есть то, что делает вас умным и талантливым. У вас есть выбор. Установка - это всего лишь то, как вы о себе думаете, а ведь вы можете и передумать. 

Разница между этими людьми не в низкой самооценке, как может показаться на первый взгляд. У людей с установкой на данность она такая же, как у тех, кто нацелен на рост. Они также чувствуют себя оптимистичными, умными, уверенными и привлекательными, но только в моменты, когда все идет хорошо и не нужно справляться с неудачами. 

 

Интересно, что люди с установкой на данность, наоборот, склонны преувеличивать свои способности и таланты. Ведь они даны раз и навсегда. И было бы грустно, не иметь ничего. Люди же с установкой на рост более адекватно и объективно оценивают себя. Они открыты к принятию того, на каком уровне они находятся в данный момент. Даже если эта информация совсем не льстит. Но, ориентируясь на рост и самосовершенствование, им просто необходимо знать свою отправную точку, а значит правдиво оценивать свои таланты и умения. 

Взгляды, которых человек придерживается, могут в корне изменить его образ жизни. Они способны определить, станете ли вы тем человеком, которым хотите быть, и добьетесь ли вы поставленных целей. 

Конечно, такое выделение двух установок создано для простоты. Большинство из нас смешанные типы. Но все-таки в принятии решений и в своих действиях мы чаще всего склоняемся к одной из них. 

 

Анализируя свой прошлый опыт, я поняла, что чаще выбирала установку на данность. Особенно во время учебы в школе и институте. И, к сожалению, очень многие имеют такую установку во время учебы. Даже сама система вынуждает нас стремиться к оценкам, к демонстративности, нежели к глубокому изучению и пониманию вещей, а также росту. Так поступают и учителя, и родители, говоря нам, какими талантами мы обладаем, а в чем мы не очень. 

 

Мне всегда с детства говорили, что у меня талант писать. И это породило болезненное отношение к своим способностям. А также отторжение других возможностей. Я автоматически стала не сильна в математике, физике и других точных дисциплинах, ведь я - гуманитарий. Все неудачи заканчивались разочарованиями, слезами и неверой в себя. И отбрасыванием попыток сделать лучше и совершенствоваться. Я постоянно доказывала, что умею писать. А любой промах заставлял страдать. Так, одна учительница, чуть было не убила во мне и мою любовь к писательству, своим недоверием и занижением оценок (она утверждала, что ребенок так писать не может). Если бы у меня была установка на рост, то я бы искала способы как сделать лучше, как найти контакт с учителем. Но с установкой на данность я лишь переживала и опускала руки. И у меня действительно не было никакого желания писать и стараться.

 

Я все время боялась ошибиться, боялась испытаний, боялась сделать большее, потому что это означало пойти на риск оказаться не такой уж умной и талантливой. Означало принять то, что талант талантом, но я же еще учусь, что я не такая классная и мне есть к чему стремиться. Наверное, отчасти и из-за этого я не пошла на журфак. Потому что боялась "разоблачения". Вполне реально там со своими способностями я оказалась бы среднячком, которому еще ого-го сколько нужно над собой работать, одной из тысячи таких же пишущих творческих людей. С моей установкой на данность это бы меня раздавило. А с установкой на рост, я бы искала любую возможность выявить свои ошибки, чтобы дальше работать над ними. 

 

Похожие сценарии происходили и в институте (в итоге я пошла на банковское дело), и на работе. Я цеплялась за то, что получалось отлично с первого раза. Боялась браться за трудные задачи. А сталкиваясь с трудностями, убегала и отказывалась от борьбы, говоря "значит у меня нет способностей". Хотя, я уверена, что могла бы себя ни раз удивить, если бы проявила больше упорства. 

 

Конечно, так было не всегда. Порой моя другая сторона, склонная к экспериментам и обожающая учиться, брала верх. Я показала, что могу, дважды поступив в Британскую высшую школу дизайна, хотя всегда считала, что вообще не умею рисовать и не отличаюсь особой креативностью в плане придумывания концепций и воплощения творческих идей. Мой тьютор говорил мне о том, чтобы я шла на Fine Art, хотя я считала, что со мной это вообще не сочетается (и в итоге побоялась сделать этот шаг). Моя учеба в школе дизайна - была большим экспериментом, скачком вверх и выходом из своей зоны комфорта. И я горжусь этим опытом. Но все-таки я чаще осторожничала, нежели шла до последнего. И об этом я жалею больше всего. Потому что это упущенные возможности. 

 

Безусловно, всем нам дан разный набор качеств и способностей. Однако не стоит ставить на себе крест из-за того, что в первом классе у вас не так уж хорошо получалось считать и умножать или не задались отношения с учителем. Возможно, вы и не станете великим математиком. Но вы можете развиваться и не чувствовать себя неудачником. Потому что талант - это лишь 10% успеха, а остальное - это упорство. И так во всем.

 

Установка на данность рождает страх пробовать новое и экспериментировать. Рождает больной перфекционизм. И закрывает все двери к развитию. Мы держимся за свой мирок, где мы "отличники" и боимся сделать шаг в сторону. Понимание своих установок дает нам право выбора. Оставаться там, где мы есть, постоянно доказывая свои способности и болезненно переживая неудачи. Или преодолевать себя, расти и удивляться тому, сколько еще вам дано и сколько еще вы можете. Сегодня я стараюсь выбирать установку на рост. Как бы больно и дискомфортно это ни было на первых этапах. Потому что именно в этом я вижу самосовершенствование и движение вперед. 

Установка на данность заставляет вас заботиться в первую очередь о том, как вас оценят; установка на рост - думать о самосовершенствовании. 

Я верю, что с правильной установкой мы способны на большее - в учебе, работе, бизнесе, спорте, реализации творческих возможностей, отношениях. Выбирая рост, мы выбираем возможности, а не сомнения в себе. Как же можно изменить свою установку? Даже просто осознание того, какой установкой вы руководствуетесь, уже способно привести к большим переменам. Достаточно взять ответственность за свой интеллект и понять, что все в ваших руках. 

 

Советы из книги Кэрол Дуэк "Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей".

 

Представьте такую ситуацию: вас не приняли в вуз, вы проиграли соревнование, провалили проект на работе, не заключили сделку, вам отказали, вы развелись, не случилось долгожданного повышения и т.д. Что будет делать человек с установкой на данность в такой ситуации? Скорее всего, гнобить себя и считать себя ничтожеством. Перекладывать ответственность на других, ныть о своей печальной судьбе, о том, что его недооценивают. Или чувствовать болезненное превосходство над другими с установкой "мир мне должен". Что будет делать человек с установкой на рост? Искать пути решения сложившейся ситуации. И как бы тяжело ни было, стараться воспринимать ее как жизненный урок. 

 

Можно быть подавленным, но тем не менее начать делать шаги, например, начать искать информацию, которая поможет вам совершенствоваться. Чем хуже вы себя чувствуете, тем более активно вы должны сосредоточиться на конструктивных шагах, буквально уговаривая себя по-другому взглянуть на произошедшие негативные события. Это очень тяжело. Но важно пересилить себя, чтобы разработать план, нацеленный на рост, и строго придерживаться его. 

 

Первые шаги человека с установкой на рост:

  • Перестаньте ныть, откажитесь о мыслях о собственном превосходстве и недооцененности. Возьмите ответственность за свою жизнь на себя. Поймите, что вам никто ничего не должен. Если хотите добиться успеха - действуйте и старайтесь. 
  • Подумайте о своей цели и о том, что вам нужно делать, чтобы не свернуть с выбранного пути и добиться успеха. Какие шаги предпринять? Какую информацию собрать? Чему вы можете научиться в сложившейся ситуации? 
  • Подумайте о том, что вам необходимо сделать и составьте конкретный план с четким описанием когда, где и как вы его выполните. 
  • Визуализируйте свой план и конкретные шаги. Такое простое упражнение намного чаще приводит к действительному выполнению задуманного. 
  • Сделайте этот шаг.

 

Вместо того, чтобы избегать негатива и маскировать свою неуверенность, учитесь. Ищите информацию, перенимайте опыт. Требуйте обратную связь, если вам отказали или сделка сорвалась. Спрашивайте, что делали другие, попав в аналогичную ситуацию. Не запихивайте свои эмоции внутрь - рассказывайте свою историю и просите совета. 

 

Другими словами, чтобы изменить свою установку, сначала вам нужно ее осознать, а потом направить мысли в другое русло. Думать о росте и о том, какой урок вы можете извлечь. А также составить конкретный план действий и строго следовать ему.

 

Часто, когда проблема оказывается уже в прошлом, мы перестаем стараться. Но если вы один раз похудели, это не значит, что вы перестали быть склонны к полноте и теперь можете снова есть все подряд. Если так делать, то вес вернется. Очень важно поддерживать в себе перемены (=продолжать в том же духе) и постоянно практиковать. Только так установка на рост прочно войдет в ваше мышление и повседневную жизнь, а не только для решения одной конкретной задачи. Настраивайтесь на рост изо дня в день. Да, он требует много времени и усилий, но это определенно того стоит. 

 

Даже когда вы изменитесь, ваши старые представления не исчезнут, как изношенный тазобедренный или коленный сустав, на место которого вставили новый. Нет, новые убеждения просто займут свое место рядом со старыми, и, по мере того как они будут становиться сильнее, вы начнете мыслить, чувствовать и действовать по-другому. 

Привет!

 

Меня зовут Алёна. Я придумала Make it simple lab и являюсь автором раздела Inspiration. Это мой личный блог, где я делюсь своими заметками о саморазвитии, вдохновении, радостях жизни, преодоления себя и трудностей. А также личным опытом. Потому что у меня есть такие же страхи как у всех. Я боюсь неопределенности, часто боюсь действовать, прокрастинирую, переживаю о мнении чужих людей, сбиваюсь с пути и снова обретаю гармонию. К тому же я интроверт. Но я каждый день учусь следовать своему сердцу, благодарить за все, что есть, и продолжать свое путешествие по жизни с улыбкой, подталкивая себя к действиям и осуществлению своих мечтаний.